СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

 

Социология культуры как средство изучения человеческой деятельности

Sociology of CultureВ современной цивилизации наука как явление культуры, как форма и процесс познания занимает центральное место. Наука призвана дать рациональное объяснение действительности. Тем самым, как полагал Б. Рассел, постоянная цель науки состоит в совершенствовании знания [3, C. 67]. Каждая научная дисциплина представлена отдельным сообществом ученых; многие из них образуют собой группу нескольких сопряженных сообществ. Цель каждого сообщества состоит в совершенствовании знания, но сами понятия «знание» и «совершенствование» определятся членами сообщества или, по крайней мере, формируются под их влиянием [2, C. 18].

Культурология является наукой о прошлом и современном состоянии культуры, её структуре, функциях и перспективах развития. В ХХ веке генезис культуры трактовался по-разному, и к орудийно-трудовой концепции, эволюционной и диффузионной добавились многие другие, например, психологические, антропологические и социокультурные. Социокультурный подход обуславливает, прежде всего, анализ человеческой деятельности в системе общественных отношений, побудительных мотивов и условий ее реализации, так как, являясь «второй природой», будучи творением мозга и рук человека, культура противостоит естественной природе.

В контексте данного подхода приоритет уделяется анализу влияния деятельности личности, принадлежащей к той или иной социальной группе, на развитие культуры и обратное её влияние на субъекты деятельности. Указанное влияние зависит от содержания самой деятельности, так как последняя может быть как обогащающей субъект деятельности, так и ведущей к его деградации. Поэтому социологический подход к изучению культуры предполагает глубокий анализ мотивов человеческой деятельности. Ведь мотивы и цели поступка человека не могут не совпадать: часто вторые являются маскировкой первых. И, в конечном итоге, даже развивающая личность деятельность может стать безразличной человеку, служить оболочкой, средством для достижения внешней по отношению к ней цели (например, стратегия и тактика построение карьеры).

Ядром социологического изучения культуры (социокультурного подхода) является изучение потребностей и интересов личности. Как справедливо полагал Л.Н. Коган, «…социология культуры — это социология личности, рассмотренной в одном аспекте: с точки зрения её развития в процессе многообразной социальной деятельности» [1, C. 29]. Следовательно, применяя социологический анализ культуры, допустимо предположить, что культура распространяется на всё человеческое бытиё. Более того, культура зависит от многообразия форм человеческой деятельности, так как опредмечивая человек в процессе деятельности воплощает их в ценности культуры, имеющие общественную значимость. Культура возвышает человека до общепринятых в мире норм, поскольку с культурной деятельностью неразрывно связана и нормативная сторона культуры ― дисциплина и ответственность. Таким образом, усвоение норм правовой и этической культуры является не только неотъемлемой частью культурно-исторического сознания человека, но и свидетельствует о наличии вечных общечеловеческих ценностей культуры, изменить или опровергнуть которые вряд ли смогут те или иные общественные катаклизмы. Поэтому культура представляет собой диалектическое единство культур общечеловеческой и национальной.

Будучи итогом деятельности человека, культура включает в себя наиболее ценное, созданное той или иной эпохой, национальными культурами, всеми возрастными и профессиональными группами населения. Ценности культуры, являясь продуктом деятельности личности, социальной группы, общества, постоянно видоизменяются. Причем данные особенности происходят не со всеми ценностями культуры, а с теми, что не выдержали проверку временем или появились под влиянием новых реалий. И в данном смысле следует отметить динамичность культуры, её постоянное обновление, чему в значительной степени способствуют элитарная культура и народная культура, а их пересечение и взаимодополнение являются питательной средой для динамичного развития культуры.

Следует также отметить, что культура есть специфическое проявление человеческой деятельности, отражающее все возможные изменения человека и его природы в ходе истории. Поэтому культура является средством социализации человека, совершенствования его природы путем приобщения его к общественному целому, делая его частью этого целого. Усваивая в ходе цивилизации нормы общественного бытия, человек в своем становлении как часть последнего становится индивидом и личностью. Таким образом, социализация и индивидуализация есть две стороны единого культурного процесса.


1. Коган Л.Н. Теория культуры. ― Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного университета, 1994. ― 183 с.
2. Кун Т. Структура научных революций. ― 2-е изд. ― М.: Прогресс, 1977. ― 300 с.
3. Рассел Б. Человеческое познание: Его сфера и границы. ― М.: Прогресс, 1957. ― 211 с.

Источник: Социология культуры как средство изучения человеческой деятельности [Тезисы доклада] // Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы: материалы третьей международной научно-практической конференции. Самара: Издательство СПГУ, 2008. С. 371-372.

©

Вместе с этим читают:
 
просмотров: 20
Реклама от Google

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Комментируя, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом