ГУСЕНОВА ПАТИМАТ АРИСЛАНАЛИЕВНА, СПБГУ

Реклама

Гусенова П.А. «Исламский уголовный процесс: религиозно-правовая природа и характерные черты (на примере Исламской республики Иран и Королевства Саудовская Аравия)»

GusenovaФото с портала www.eurasia-allnews.ru

30.03.2017 в 15-00 по адресу Университетская наб.,
д. 11, в ауд. 191 Санкт-Петербургского государственного университета состоится защита диссертации аспирантки кафедры уголовного процесса и криминалистики СПбГУ Патимат Арисланалиевны Гусеновой «Исламский уголовный процесс: религиозно-правовая природа и характерные черты (на примере Исламской республики Иран и Королевства Саудовская Аравия)» на соискание ученой степени кандидата юридических наук СПбГУ по специальности: 12.00.09 – «Уголовный процесс». Текст работы доступен по ссылке: https://disser.spbu.ru/files/2016/gusenova_disser.PDF, а также на нашем портале (для академических целей и некоммерческого использования).

Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор Н.Г. Стойко.

В состав утвержденного диссертационного совета по защите диссертации Гусеновой П. А. на соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.09 — «Уголовный процесс» на тему «Исламский уголовный процесс: религиозно-правовая природа и характерные черты (на примере Исламской республики Иран и Королевства Саудовская Аравия)» вошли: председатель диссертационного совета Александров Алексей Иванович, доктор юридических наук, профессор; Кириллова Наталия Павловна, доктор юридических наук, профессор; Козлихин Игорь Юрьевич, доктор юридических наук, профессор; Волевозд Александр Григорьевич, доктор юридических наук, профессор; Казинян Гагик Сергеевич, доктор юридических наук, профессор.

В РИНЦ к профилю соискательницы http://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=820645 прикреплены 6 статей, одна из которых («Принципы мусульманского судопроизводства» URL: http://eesa-journal.com/wp-content/uploads/2015/12/EESJ_2_3.pdf) опубликована в псевдожурнале Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal, № 2, 2015), который не имеет ISSN (Международного стандартного номера сериальных изданий) и предположительно не является рецензируемым. Также вероятно оно принадлежит к сети подобных псевдо-академических изданий (см. упоминания 1, 2, 3 на нашем портале).

Общие впечатления о диссертационном труде таковы: во-первых, такие слова, как «природа» и «характерные черты» уже лет сто как никто из юристов (за исключением советской правовой школы) в заголовки научных работ не выносит, так как большинство исследователей стараются избежать «биологизмов» или «физиологизмов», свойственных для предмета естественно-научных дисциплин при изучении явлений социальных или правовых. Во-вторых, непосредственно объем текста диссертации составляет всего 122 страницы, что весьма мало для труда, претендующего на ученую степень кандидата наук и PhD в области уголовного права. И по стилю, и по содержанию, скорее, перед нами магистерская работа, случайно допущенная до защиты как кандидатская.

Неспособность начинающих исследователей и дилетантов оставить в стороне религиозные предпочтения при описании теолого-правовых проблем уже давно и часто распространена. Не избежала этого и соискательница. Так, на странице 17 научно-квалификационного труда историчность деятельности Мухаммада указывается, как неоспоримый факт:

Первоначальный этап становления исламского правосудия связан с деятельностью Пророка Мухаммада. Изначально Пророк лично рассматривал практически все споры, возникавшие как среди членов мусульманской общины, так и между ними и не мусульманами. Однако с распространением своей власти он передавал своим влиятельным сподвижникам управление провинциями мусульманского государства (халифата) и вместе с тем, передавал им и функции судей. Согласно имеющимся сведениям, Мухаммад не раз делегировал своим сподвижникам рассмотрение отдельных судебных дел. При этом небезынтересно
отметить, что специальное назначение лиц для постоянного выполнения функций судей им не практиковалось19.

Тем не менее, любой квалифицированный исследователь истории ислама осведомлен о том, что о деятельности Мухаммада как исторической фигуры нет никаких внешних исторических свидетельств. И для объективного исследователя является непреложным понимание того факта, что вся «историчность» существования Мухаммеда, основана всецело на мусульманских источниках, особенно мусульманской биографии Мухаммеда (не ранее середины VIII века) и хадисах, которые появились в это же время и продолжали активно формироваться в своем классическом варианте вплоть до X века. Именно поэтому есть насущная необходимость препятствовать попытке выдать мифический персонаж за исторический! Но самое интересное состоит в том, что вышеупомянутый отрывок текста принадлежит вовсе не соискательнице, а другому автору, что и будет продемонстрировано далее…

Сравнительный анализ на нелегитимные заимствования диссертации Патимат Арисланалиевны Гусеновой «Исламский уголовный процесс: религиозно-правовая природа и характерные черты (на примере Исламской республики Иран и Королевства Саудовская Аравия)»

Гусенова Другие авторы
№1 С.17: По единодушному мнению авторов классических и современных исследований по теории и истории фикха, мусульманское правосудие возникло непосредственно в период становления мусульманского государства18.
18 Ebbe Obi N.I. Comparative and International criminal justice systems: policing, judiciary and corrections. London-NY, 2013. P.218; Coulson N.J. A history of Islamic law (Islamic surveys). Oxford, 1964. P.113.
В соответствии с общепринятым выводом авторов классических и современных исследований по теории и истории фикха мусульманское правосудие возникло в процессе становления мусульманского государства. Источник: Мусульманское право. Вопросы теории и практики / Сюкияйнен Л.Р.; Отв. ред.: Туманов В.А. — М.: Наука, 1986. — С. 215. URL: http://lektsii.com/1-31838.html
№2 C. 17: Первоначальный этап становления исламского правосудия связан с деятельностью Пророка Мухаммада. Изначально Пророк лично рассматривал практически все споры, возникавшие как среди членов мусульманской общины, так и между ними и не мусульманами. Однако с распространением своей власти он передавал своим влиятельным сподвижникам управление провинциями мусульманского государства (халифата) и вместе с тем, передавал им и функции судей. Согласно имеющимся сведениям, Мухаммад не раз делегировал своим сподвижникам рассмотрение отдельных судебных дел. При этом небезынтересно отметить, что специальное назначение лиц для постоянного выполнения функций судей им не практиковалось19.
19 Сатаев А.Ф. Особенности судебной системы и судоустройство арабского халифата // Право и политика. 2013. No 10. С. 1381; Philip L. R. Comparative criminal justice systems: a topical approach. Northern Colorado, 2013. P. 91-93; Каспшак Е. Основы уголовного мусульманского права. СПб., 2016. С. 18
Начальный этап его развития был тесно связан с деятельностью пророка Myхаммада, который первоначально лично рассматривал практически все споры, возникавшие как среди членов мусульманской общины, так и между ними и немусульманами. Изучение предании об отправлении Мухаммадом правосудия позволило мусульманским правоведам в дальнейшем формулировать многие принципы и нормы судоустройства и процессуального права. Однако сам Мухаммад с постепенным распространением своей власти начал поручать своим наиболее влиятельным и сильным сподвижникам управление завоеванными городами и местностями, превращенными в провинции мусульманского государства. Эти наместники пользовались всей полнотой власти на подопечной территории, осуществляя и функции судей. Имеются также сведения о том, что Мухаммад неоднократно доверял своим сподвижникам рассмотрение отдельных судебных дел. Однако специальное назначение освобожденных лиц для постоянного выполнения только функций судей им не практиковалось (см. [372, с. 76—90; 473, с. 304; 336, с. 487]). Источник: Там же. Сюкияйнен. Мусульманское Право. Вопросы теории и практики. С. 215
№3 С. 18: При разрешении споров, халифы опирались в своей деятельности на «божественное откровение» (Коран), предания о жизни пророка (Сунна) и мнения своих предшественников. В случае отсутствия в перечисленных источниках ответов на спорные вопросы, халифы либо формулировали новые правила поведения после консультации
со своими сподвижниками на основе консенсуса, либо составляли по собственному усмотрению новые нормы23.
23 Гусенова П.А., Стойко Н.Г. Указ.соч. /Религиозно-правовая природа исламского уголовного правосудия — прим. мое/ // Петербургский юрист. 2016. No 2 (11). С. 114.
Решая споры, халифы опирались на «божественное откровение» (Коран), предания о жизни пророка (Сунна) и мнения своих предшественников. В случае отсутствия в источниках ответов, халифы либо формулировали новые правила поведения после консультации со своими сподвижниками на основе консенсуса, либо вводили новые нормы по собственному усмотрению. Источник: Сатаев А.Ф. Особенности судебной системы и судоустройство арабского халифата // Право
и политика. 2013. No 10.
URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sudebnoy-sistemy-i-sudoustroystvo-arabskogo-halifata
№4 С. 21-22: <...> Кади в буквальном смысле слова были представителями халифа или наместников провинций, ими же назначались и снимались с должности. Наместники при этом сами были подчинены власти халифа. Халиф продолжал оставаться высшим источником судебной, исполнительной и законодательной власти37.
Судебные решения кади послужили основой для дальнейшего развития мусульманского права. При невозможности разрешения дела на основе закона (норм мусульманского права), кади руководствовались собственным чувством справедливости. Правовая база на тот момент представляла собой смешение римского и древнего местного традиционного права различных регионов империи, включая арабское племенное право и древнее ближневосточное право. Вот эти самые нормы права кади применяли, изменяли или адаптировали по собственному усмотрению. Решения кади обладали правовой силой благодаря их статусу представителей халифа. Совокупность решений кади постепенно переросла во внушительный комплекс прецедентов. Некоторые историки мусульманского права стали называть это правовой практикой Омейядов38.
Прелюбопытным является еще и то, что ключевая роль в разработке правовых норм мусульманского государства, выпала вовсе не судьям, а ученым, не имевшим прямого отношения к официальной власти халифа. К слову, это является одной из отличительных черт мусульманского права. Именно ученые, основываясь на практике кади, оформили и систематизировали свод норм мусульманского права. По справедливому замечанию Б. Вайса, «ученых интересовало не столько то, чем закон является в реальной жизни или же каким его можно было бы вывести из правовой практики, сколько то, каким закон должен быть»39.
37. Вайсс Б. Дух мусульманского права (Усуль–ал-Фикх). М.–СПб., 2008. С.12-13;
Schacht J. An Introduction to Islamic Law. Oxford, 1966. P. 212, 200-201
38Сатаев А.Ф. Указ.соч. С. 1385; Хидоя: комментарии мусульманского права: в двух частях, четырех томах / Б. Маргинани. М., 2008. Т.1.С. 633; Philip L. R.Comparative criminal justice systems: a topical approach. Northern Colorado,2013. P. 91-93.
39 См.: Вайсс Б. Дух мусульманского права (Усуль–ал-Фикх). М.–СПб., 2008. С.13-14; Цит. по Бизюкову С.Н.: аз-Зухайли М.М. Усул ал — фикх аль-ислами (Основы мусульманского права)/ Пер. с араб.яз. Дамаск, 1981-1982. С. 230-232.; Levy R. The Social Stru
cture of Islam. Cambridge, 1957. P. 202-203
Кади в буквальном смысле слова были представителями халифа или наместников провинций, ими же они назначались и снимались с должности. Поскольку наместники сами были подчинены власти халифа, вся система имела вид пирамиды, на вершине которой находился халиф- высший источник судебной, исполнительной и законодательной власти.
Судебные решения, принимаемые кадиями в зависимости от каждого конкретного случая, заложили основу для дальнейшего развития мусульманского права. Рассматривая правовые споры, кадии не могли основываться на готовом своде законов, который можно было бы с уверенностью назвать мусульманским, поэтому при вынесении решений они руководствовались собственным чувствомсправедливости. Правовая база, имевшаяся у судей, представляла собой смешение римского и древнего местного традиционного права различных регионов империи, включая арабское племенное право и древнее ближневосточное право. Перечисленные нормы права кадии применяли, изменяли или игнорировали по собственному усмотрению. Решения кадиев приобретали правовую силу благодаря их статусу представителей халифа. Постепенно совокупность решений кадиев, имевших силу закона, переросла во внушительный комплекс прецедентов, который историки мусульманского права вслед за Иозефом Шахтом— стали называть правовой практикой Омейядов. При этом ключевая роль в разработке корпуса правовых норм, подходящих для мусульманского государства, выпала вовсе не судьям, а ученым, не имевшим прямого отношения к официальным властям халифа. Ученые основывались на практике кадиев, которая стала для них отправной точкой, предметом критики, который мог послужить первым шагом к масштабному и политически не ангажированному оформлению и систематизации идеального Божественного закона. Ученых интересовало не столько то, чем закон является в реальной жизни или же каким его можно было бы вывести из правовой практики, сколько то, каким закон должен быть12. Источник: Сатаев. Указ соч.
№5 С. 23: Основополагающими принципами были единоличное рассмотрение споров и непрерывность судебного
процесса. Заседания готовил судебный писарь, собиравший исковые заявления, при помощи которых стороны обращались в суд, изложив суть спора. Кади должен был проявлять беспристрастность к обеим сторонам спора. После чего он устанавливал личность участников судебного процесса, определял, кто из участников судебного процесса является истцом и ответчиком. Далее кади предлагал истц у изложить свои требования, а затем обращался к ответчику с требованием признать обоснованность иска <...>40.
40 Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986. С.215
Основными принципами являлись единоличное рассмотрение споров и непрерывность судебного процесса. Заседания готовил судебный писарь, собиравший исковые заявления-записки, при помощи которых стороны обращались в суд, изложив суть спора.
Кади должен был одинаково встретить ведущих тяжбу друг с другом. После чего он устанавливал личность участников судебного процесса, определял, кто из участников судебного процесса является истцом и ответчиком. Далее кади предлагал истцу изложить свою претензию, а затем обращался к ответчику с требованием признать обоснованность иска. Источник: Сатаев. Указ.соч.
№6 С. 25. В середине VIII в. начали складываться основные школы мусульманского права (мазхабы)46, которые сформировали новый этап мусульманско-правовой науки – «период кодификации и имамов – основателей правовых школ (мазхабов)». Этот период длился около двух с половиной столетий и стал «золотым веком» в развитии мусульманского права. Главным его итогом стало формирование различных направлений в толковании Корана и Сунны, каждое из которых разрабатывало собственную систему правовых норм. Мусульманско-правовые школы отличались друг от друга в юридическом отношении тем, что при общих началах, использовали различные способы формирования права и на их основе применяли различные нормы по конкретным вопросам47.
46 Цит. по Бизюков С.Н.: Мадкур М.С. Мадхал ал-фикх ал-ислами (Введение в мусульманское право) / Пер. с араб.яз. Каир, 1964. С. 116.
47 Сугак О.Б. Религиозно-правовые школы (мазхабы) в исламе и их значение в теории мусульманского права: Выпускная квалификационная работа. СПб, 2006. С. 42.
С середины VIII в., когда в халифате начали складываться основные школы мусульманского права, наступил новый этап формирования мусульманско-правовой науки – «период кодификации и имамов – основателей толков мазхабов», который длился около двух с половиной столетий и стал «золотым веком» в развитии мусульманского права, в том числе и уголовного права. Главным его итогом явилось формирование различных направлений в толковании Корана и сунны, каждое из которых разрабатывало собственную систему правовых норм. <...> Все мусульманско-правовые школы в рамках одного и того же направления отличались друг от друга в юридическом отношении тем, что при общих исходных позициях использовали различные рациональные способы формирования позитивного права и на их основе применяли различные нормы по конкретным вопросам. Источник: Елаян Г.Ф. Основы мусульманского уголовного права / Учебное пособие по спецкурсу для студентов юридического факультета специальность 02.11.00 — «Юриспруденция». Махачкала 2002. URL: http://constitutions.ru/?p=2038
№7 С. 26-27: Основные разногласия между суннитами и шиитами — в неодинаковом
решении вопроса о преемстве верховной светской и религиозной власти. Сунниты являются сторонниками принципа выборности главы мусульманского государства и общины, тогда как согласно шиитской концепции верховная власть передается по наследству. Поскольку в исламе светская и религиозная власть неразделимы, шииты считают, что у власти в идеале должны находиться духовные лица (имамы)51. Шиитские правоведы, в отличие от суннитских, для подкрепления своих доводов ссылаются не только на пророка, но и на шиитских имамов. Поскольку они признают непогрешимость имама, то мнение авторитетных правоведов-муджтахидов для них приемлемо лишь в том случае, если оно выражает его волю.
51 Сюкияйнен Л.Р. Указ. соч. С. 39, 47-48.
Основные разногласия между суннитами и шиитами заключались в неодинаковом решении вопроса о преемстве верховной светской и религиозной власти. Сунниты являются сторонниками принципа выборности главы мусульманского государства и общины, тогда как согласно шиитской концепции, верховная власть передается по наследству. Поскольку в исламе светская и религиозная власть неразделимы, шииты считают, что у кормила власти в идеале должны находиться духовные лица (имамы).
Шиитские правоведы, в отличие от суннитских, для подкрепления своих доводов юридического характера ссылаются не только на Пророка, но и на шиитских имамов. Поскольку они признавали непогрешимость имамов, мнение авторитетных правоведов — муджтахидов для них приемлемо лишь в том случае, если оно выражало его (имама) волю. Источник: Кошева С.В. Мусульманское право о природе власти / автореферат диссертации кандидата юридических наук. URL: http://lawtheses.com/musulmanskoe-pravo-o-prirode-vlasti#ixzz4XAJhrYzK
№8 С. 76-77: Реформы 1960-1970 гг., направленные на дальнейшую «вестернизацию» Ирана, проводились в условиях обострения социальных противоречий. В результате произошла народная революция 1979 года и власть оказалась в руках радикального исламского духовенства, которое взяло курс на исламизацию всех сторон жизни Ирана, включая его правую систему198.
Конституция 1979 г. закрепила положение об обязательном соответствии шариату всех принимаемых законов. В Иране были изданы законы, ориентирующиеся на закрепление в своих статьях общих принципов джафаритской школы мусульманского права. В то же время основная масса прежнего кодифицированного законодательства, заимствованного у европейских стран, была лишь изменена в соответствии с исламскими правовыми установками199.
В настоящее время нормы и принципы мусульманского права оказывают глубокое влияние на конституционное законодательство и сложившуюся в Иране форму правления. Они играют ведущую роль и в других отраслях действующего права, обеспечивая подчинение исламским нормам всех сторон общественной (политической, экономической, культурной) и личной жизни граждан200.
Тем не менее (подобно странам романо-германского права), основным источником права в Иране считается закон. При этом, согласно ст. 4 Конституции, все гражданские, уголовные, финансовые, экономические,
административные, культурные, военные, политические и другие законы и установления должны быть основаны на исламских нормах201. Указанная статья приоритетна по отношению к другим статьям Конституции, а также законам и установлениям. Причем заключение (исламское суждение) по поводу соответствия законов исламским нормам выносится факихами (исламскими правоведами) Совета по охране Конституции.
198 Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник / Отв. ред. А.Я. Сухарев. М., 2003. С. 297.
199 Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник / Отв. ред. А.Я. Сухарев. М., 2003. С. 297; Конституции государств Азии: в 3 т. Т. 1: Западная Азия. С. 232; Хачатуров Р.Л. Указ. соч. С. 59; Amin S.H. Middle East Legal Systems. Glasgow, 1985. P. 39-149.
200 Хачатуров Р.Л. Указ.соч. С. 59.
201 Конституции государств Азии: в 3 т. Т. 1: Западная Азия. С. 242; Daraeizadeh B. Legal Commentary: a look at criminal procedure in Iran. Tehran, 2010. P. 2.
202 Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник / Отв. ред. А.Я. Сухарев. М., 2003. С. 297; Daraeizadeh B. Legal Commentary: a look at criminal procedure in Iran. Tehran, 2010. P. 2-3.
Новые усилия по вестернизации Ирана, предпринятые в 1960-1970 гг. в условиях обострения социальных противоречий, привели к народной революции 1979 г., которую возглавило радикальное исламское духовенство. Новый режим взял курс на превращение Ирана в исламское общество, что означало исламизацию всей правовой системы.
Конституция 1979 г. закрепила положение об обязательном соответствии шариату всех принимаемых законов. В Иране были изданы законы, ориентирующиеся на закрепление в своих статьях общих принципов джафаритской школы мусульманского права. В то же время основная масса прежнего кодифицированного законодательства, заимствованного у европейских стран, была лишь изменена в соответствии с исламскими правовыми установками.
В настоящее время нормы и принципы мусульманского права оказывают глубокое влияние на конституционное законодательство и сложившуюся в Иране форму правления. Они играют ведущую роль и в других отраслях действующего права, обеспечивая подчинение исламским нормам всех сторон общественной (политической, экономической, культурной) и личной жизни граждан, соблюдение не только юридических, но и моральных норм, относящихся даже к одежде и форме проведения досуга мусульман.
Основным источником права в Иране считается закон. Согласно ст.4 Конституции все гражданские, уголовные, финансовые, экономические, административные, культурные, военные, политические и другие законы и установления должны быть основаны на исламских нормах. Указанная статья приоритетна по отношению к другим статьям Конституции, а также законам и установлениям, причем заключение по поводу соответствия законов исламским нормам выносится факихами (исламскими правоведами) Совета по охране Конституции и исламских норм.
Источник: Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник (отв. ред. докт. юрид. наук, проф. А.Я. Сухарев) 2003 г. URL: http://scicenter.online/kniga-sravnitelnoe-pravo/pravovaya-sistema-obschaya-84666.html
№9 С. 108-109: Саудовская Аравия – родина ислама. Мусульманское право здесь никогда не уступало своей роли господствующего источника права и до сих пор остается стержнем правовой системы245.
С момента возникновения ислама в VII в. н.э. и вплоть до образования Королевства Саудовской Аравии в 1932 г. мусульманское право являлось основой правовой системы страны, хотя и взаимодействовало с местными традициями и обычаями. В настоящее время правовая система страны продолжает полностью ориентироваться на мусульманское право, что закреплено Основным низамом, в соответствии с которым высшим законом страны являются Коран и Сунна, а власть черпает свои полномочия из этих источников, стоящих над всеми принимаемыми в стране правовыми актами (ст. 7 Основного низама). С учетом этого принципа можно выделить три основных элемента правовой системы Саудовской Аравии. Первый представлен собственно мусульманским правом, которое остается в целом некодифицированным и действует в традиционной форме доктрины. Причем если до образования Королевства саудовским судам было предписано применять ханбалитскую доктрину, то в настоящее время они не связаны каким-либо определенным толком. Вторым элементом правовой системы является законодательство, прямо закрепляющее мусульманско-правовые нормы. На конец, третий элемент – нормативно-правовые акты, посвященные вопросам, которые традиционное мусульманское право не регулировало246.
Принятая в стране официальная концепция правотворчества исходит из того, что единственным законодателем является Аллах, воля которого выражена в шариате (Коране и Сунне), а государство осуществляет нормотворческие функции лишь в его рамках. Поэтому действующие в стране правовые акты именуются низамами, т.е. регламентами, а принимающие их органы рассматриваются в качестве регламентарной власти247.
Действие всех низамов поставлено в зависимость от их соответствия мусульманскому праву, поскольку саудовское общество базируется на исламской вере (ст. 11 Основного низама), которую государство обязано защищать (ст. 23 Основного низама). В Саудовской Аравии действует структура, призванная следить за строгим соблюдением норм мусульманского права как государственными органами, так и подданными. К ней, например, относится уже упоминавшийся Совет улемов, возглавляемый главным муфтием Саудовской Аравии. Совет улемов состоит из 20 высших религиозных теоретиков, особо почитаемых знатоков Корана. Этот орган уполномочен официально толковать мусульманское право путем издания фетвы (ст. 45 Основного низама), фактически создавая новые правовые нормы248.
245 Правовые системы стран мира.С.675.
246 Правовые системы стран мира. С.676; Amin S.H. Middle East Legal Systems. Glasgow, 1985. P. 305-327.
247 Правовые системы стран мира. С.676; Ахмедов А. Социальная доктрина ислама. М., 1982. С. 25; Анаам А. Арабская хартия прав человека как один из основных региональных международно-правовых документов по правам человека на Ближнем Востоке // Сборник аспирантских научных работ. Казань, 2006. Вып. 7. Т.1. С. 11-24; Насер аль-Али. Защита прав и свобод человека в арабских странах. М., 2015. С.10-13.
248 Правовые системы стран мира. С.677.
Саудовская Аравия — родина ислама. Мусульманское право здесь никогда не уступало своей роли господствующего источника права и до сих пор остается стержнем правовой системы. <...> С момента возникновения ислама в VII в. н.э. и вплоть до образования Королевства Саудовской Аравии в 1932 г. мусульманское право являлось основой правовой системы страны, хотя и взаимодействовало с местными традициями и обычаями. <...>
В настоящее время правовая система страны продолжает полностью ориентироваться на мусульманское право, что закреплено Основным низамом о власти, в соответствии с которым высшим законом страны являются Коран и сунна, а власть черпает свои полномочия из этих источников, стоящих над всеми принимаемыми в стране правовыми актами.
С учетом этого принципа можно выделить три основных элемента правовой системы Саудовской Аравии. Первый представлен собственно мусульманским правом, которое остается в целом некодифицированным и действует в традиционной форме доктрины. Причем если до образования Королевства саудовским судам было предписано применять ханбалитскую доктрину (отвергает аналогию как источник права), то в настоящее время они не связаны каким-либо определенным толком. Вторым элементом правовой системы является законодательство, прямо закрепляющее мусульманско-правовые нормы (например, о закяте, вакфах или ведомстве жалоб). Наконец, третий элемент — нормативно-правовые акты, посвященные вопросам, которые традиционное мусульманское право не регулировало. Такие акты рассматриваются в качестве формы решения процедурных и организационных вопросов, необходимых для действия мусульманского права. Принятая в стране официальная концепция правотворчества исходит из того, что единственным законодателем является Аллах, воля которого выражена в шариате (Коране и сунне), а государство осуществляет нормотворческие функции лишь в его рамках. Поэтому действующие в стране правовые акты именуются низамами, т.е. регламентами, а принимающие их органы рассматриваются в качестве регламентарной власти.
Действие всех низамов поставлено в зависимость от их непротиворечия мусульманскому праву. <...>
В Саудовской Аравии действует структура, призванная следить за строгим соблюдением норм мусульманского права как государственными органами, так и подданными. К ней, например, относится Совет крупнейших улемов, возглавляемый генеральным муфтием Саудовской Аравии, а также Комитет по контролю за соблюдением предписаний шариата. Совет крупнейших улемов состоит из 20 улемов — высших религиозных теоретиков, особо почитаемых знатоков Корана. Этот орган уполномочен официально толковать мусульманское право, фактически создавая новые правовые нормы. Источник: Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник (отв. ред. докт. юрид. наук, проф. А.Я. Сухарев). 2003 г. URL: http://scicenter.online/kniga-sravnitelnoe-pravo/pravovaya-sistema-obschaya-84888.html
№10 С. 110: Вместе с тем, принципиальная зависимость правовой системы Саудовской Аравии от мусульманского права не препятствует заимствованию законодательства западного образца. Принципиальная зависимость правовой системы Саудовской Аравии от мусульманского права не препятствует заимствованию законодательства западного образца <...> Источник: Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник (отв. ред. докт. юрид. наук, проф. А.Я. Сухарев). 2003 г.
№11 С. 114 4. Судебное разбирательство (части пятая и шестая УПЗ КСА) – центральная стадия уголовного процесса, в которой происходит рассмотрение уголовного дела по существу, т.е. решается основной вопрос уголовного судопроизводства – о виновности или невиновности подсудимого и о назначении виновному наказания. Для этого в суде в условиях гласности, непосредственности исследуются все собранные в ходе предварительного расследования и дополнительно представленные сторонами доказательства, выслушиваются мнения сторон. Судебное разбирательство — центральная стадия уголовного процесса, в которой происходит рассмотрение уголовного дела по существу, т.е. решается основной вопрос уголовного судопроизводства — о виновности или невиновности подсудимого и о назначении виновному наказания. Для этого в суде в условиях гласности, непосредственности и состязательности исследуются все собранные в ходе предварительного расследования и дополнительно представленные сторонами доказательства, выслушиваются мнения сторон. Источник: Уголовный процесс. Краткий курс: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. В.А. Лазаревой. М., 2016. URL: http://www.iuaj.net/node/1924
 

Резюмируя, следует выделить, что в процессе проверки диссертации соискательницы было выявлено 11 очевидных блоков текста, представляющих собой нелегитимные заимствования из трудов других авторов. Сами эти отрывки текста не обозначены общепринятыми орфографическими знаками цитирования, что, вероятно, является либо пренебрежением академическими нормами цитирования, либо попытками выдать чужой текст за свой. Труды некоторых (но не всех!) авторов, чьи тексты были недолжным образом включены в работу, присутствуют (некоторые из них) и в корпусе постраничных ссылок, и в списке использованной литературе (опять же, только некоторые из них). Кроме того, как показано в сравнительно таблице, соискательница использует дополнительные постраничные ссылки на совершенно идентичные тексты, заимствованные у других авторов, вероятно для того, чтобы создать видимость академического работы по анализу и использованию множественной литературы. Разумеется, данная работа нуждается в дополнительной экспертизе членов диссертационного совета и пока что данные утверждения носят предварительный характер оценочного суждения частного лица.

По указанным выше причинам данная научно-квалификационная работа не может быть признана соответствующей академическим стандартам и не может быть рекомендована к присуждению ученой степени СПбГУ.

Видеозапись предполагаемой защиты диссертации будет доступна по ссылке: http://vc.spbu.ru

реклама   дать объявление
просмотров: 194

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Комментируя, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом