ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Просветители

EnlightmentМыслители Просвещения предложили переосмысление культуры прошлого и настоящего, а также изучение исторического и этнографического материала античности и средневековья. Идеология Просвещения, по мнению Г. Гегеля в работе «Феноменология Духа», основана на общественном устройстве, законах, нравах и обычаях французского общества того времени.

Философские воззрения Вольтера

Франсуа Мари Аруэ — Вольтер (1694-1778) за сатиру, высмеивающую феодально-абсолютистскую Францию, одиннадцать месяцев провел в Бастилии. Его философские взгляды выражены в «Философских письмах» (1733), «Трактате о метафизике» (1734), «Основах философии Ньютона» (1738), «Essai sur les mmurs et l’esprit des nations» (1754-58), «Философском словаре» (1764-69). Самих же философов Вольтер охарактеризовал следующей метафорой: «Философ ― это нравственный урод, не имеющий уважения ни к добродетелям, ни к политике, ни к религии».

Высоко ценя открытия своих предшественников, Вольтер отличался от них атеизмом и материалистическим взглядом на мир и человека. Показательна в этом плане его полемика с Паскалем, которого он высоко ценил. Он решительно возражал против трактовки Б. Паскалем стремления человека к своему благополучию как порочного эгоизма. Что было очень важно для того времени — это признание Вольтером естественности в человеке «любви к себе». Во всем этом он всего лишь ограничен, что не мешает ему, однако, испытывать при благоприятных условиях многие радости, достигать большего или меньшего счастья, проявлять подлинное величие.

Реклама от GoogleAdvertisment
редакторская вычитка
 

Вольтер в повести «Кандид» утверждал, что среди бесчисленного множества воображаемых миров, наш грешный, — вопреки Г. Лейбницу, — далеко не самый лучший. Вольтер был сторонником философии деизма. Вольтеровский деизм опустошил содержание религии и метафизики морали. Все феномены могут быть объяснены исторически взаимоотношением человека и его окружением. Все явления управляются Богом, действующим в соответствии с природными законами. Естественная мораль и религия не являются естественными идеями, а всего лишь «плоды разума», существующие для того, чтобы избежать ошибок. «Догмы ведут к фанатизму и вражде; мораль повсюду способствует гармонии».

Философские воззрения Руссо

Жан-Жак Руссо (1712-1778) написал «Рассуждение о науках и искусствах» (1750), «Рассуждение о происхождении и обоснованиях неравенства между людьми» (1755), «Об общественном договоре» (1762), «Эмиль, или О воспитании» (1762). Его роман «Новая Элоиза» является проектом естественной морали. Он подчеркивал, что чувства и эмоции являются основными источниками религии. Природа религии не догматична, а моралистична, практична и эмоциональна. Руссо утверждал, что религии имеют высокую моральную ценность, так как влияет на веру и мораль людей. Он также признавал, что Ветхий завет может иметь внечеловеческое происхождение. Естественная религия в понимании Руссо ― это не универсальность или рациональность космического порядка, а примитивная простота и открытость в противоположность искусственности и размышлению.

Философские воззрения энциклопедистов

Дени Дидро (1713-1784) в 1746 г. написал «Философские мысли», в 1747 г. — «Прогулку скептика», в 1749 г. — «Письмо о слепых в назидание зрячим». После отбытия тюремного срока он принялся за создание «Энциклопедии наук, искусств и ремесел» вместе с Этьенном де Кондильяком (1715-1780), Полем Анри Гольбахом (1732-1789), Шарлем Луи Монтескъе (1689-1755), Вольтером и Руссо. Идейным вождем энциклопедистов был Дени Дидро, который вместе с сотрудником Жаном Батистом Д’Аламбером (1717-1783) составил план «Энциклопедии» и определил ее концепцию. Д`Аламбер написал «Введение к Энциклопедии». Энциклопедисты убрали из деизма фактор естественной религии и обратились к историческому методу анализа и сопоставления религий.

Кроме того, Дидро написал ряд философских и художественных произведений: «Мысли об объяснении природы» (1754), «Разговор Д’Аламбера с Дидро», «Сон Д’Аламбера» (1769).

По поводу своих радикальных для того времени воззрений Дидро утверждал следующее: «Я моим радикальным сомнением разрушил иерархию ценностей, я убил Бога, я, как ʻʻжестокий мыслительʼʼ». «Нужно подвергать обсуждению все» и что «если для моего счастья требуется, чтобы я избавился от всех нежелательных мне жизней, то и всякий другой индивид, кто бы он ни был, также может потребовать уничтожения меня, если я ему нежелателен. Этого требует разум, и я под этим подписываюсь». Но нельзя истолковывать что-либо во вред гражданину там, где речь идет о его имуществе, чести или жизни. Он также критиковал общепринятую мораль своего времени.

Философские взгляды Гольбаха

Поль Анри Гольбах (1723-1789) — французский философ-матералист. Основное его сочинение «Система природы» (1770). Гольбах придерживался материализма в религиозных вопросах. Он приписывал становление религии человеческим надеждам и страху и незнанию законов природы. Обман, амбиции и нездоровый энтузиазм, другие социальные и политические факторы консолидировали примитивные эмоции в позитивные доктрины, в которых анимистские тенденции развились в систему метафизики и теологии — в этом и есть причина иррациональной нетерпимости.

*****

Философы-просветители подвергли сокрушительной критике злоупотребления церкви, духовную ограниченность религии, догматы христианского вероучения. Их критика стимулировала движение европейской мысли к безрелигиозному мировоззрению, к десакрализации мира. В своих критических выпадах они редко приходили к атеистическим выводам; они склонялись к деизму, скептицизму, к идее «новой естественной религии». Действенность критики философов Просвещения сказалась главным образом в сфере образования, морали и права. Она мало повлияла на разрушение теоретического фундамента теологии. Наиболее ощутимый теоретический удар по теологическим конструкциям был нанесен английским сенсуализмом и немецкой классической философией.

Американский философ XX века Алан Блюм утверждал следующее: «Что отличало Просвещение от предшествующей философии, так это стремление распространить на всех людей то, что раньше было заповедником немногих: жизнь, проводимую в соответствии с разумом». Однако просветители не смогли избежать трагической иллюзии всех утопистов ― предположения, что культуртрегерство и просветительство, разум и добрая воля в состоянии очистить реальный мир от грубого насилия и грязной прозы повседневности, установив царство рациональности и гармонии.

Вместе с этим читают:
 
Реклама от GoogleAdPromo
помощь с кандидатской и докторской публикацией
 
Поделиться новостью в соцсетях:   ВКонтактеФейсбукTwitterТелеграмМой МирОдноклассникиLiveJournal
просмотрели просмотров: 271

Комментируя, Вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом
Все ответы на личные вопросы даются только за донаты

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *