Сантаяна о христианстве

Джордж Сантаяна об основах христианского учения

Содержание
(выберите и нажмите пункт для быстрого перехода)
 

Дж. Сантаяна об основах христианского учения

Христианская ортодоксия предсказывала приближение истории человечества к конечному страданию и ужасу: «Народ восстанет против народа, царство против царства, землетрясения, голод и бедствия» (Марк 13:8). Утверждалось, что человеческая история не движется к лучшей жизни, а к катастрофе на земле, и только вмешательство Бога превратит эту катастрофу в становление царства Божия на земле.

George SantayanaФилософ Джордж Сантаяна (1863 — 1952 гг.) указывал на неизбежный сектантский характер христианской веры, на невозможность для большинства людей отречься от земли во имя неба. Вера оказывается номинальной и ханжеской, если исповедующий ее оказывается главой семьи или человеком бизнеса. «Когда все люди христиане, только малый элемент может быть христианским в среднем человеке». И всё же, утверждал Сантаяна в работе «Winds of Doctrine», эта религия никогда не была просто ложью, преднамеренным надувательством невежественной толпы искусными шарлатанами, как думали некоторые из французских просветителей XVIII века. «Как должны были басни казаться правдоподобными, пока они не выражали нечто соответствующее народному сердцу?» «Христианство предоставило необходимое убежище от позора, печалей, несправедливостей, насилия и сгущающейся темноты на земле».

Христианство служило целям утешения и забвения, являясь чудодейственным средством духовного исцеления и удовлетворения. Христианство, впитав в себя созерцательную мораль античных мудрецов, которая даже в своей эпикурейской разновидности прокладывала дорогу аскетизму, смогло надолго стать чистилищем, в котором душа освобождалась от гнета страстей, приносивших людям, как казалось, одни страдания.

Христианство возникло в среде угнетённых и невежественных, которым был недоступен культ божественной и разумной «Природы». Римскому рабу или колону бог был более понятен не в виде абстрактного «Логоса», а в человеческом облике Иисуса. Христианство восстановило антропоморфизм теоса в его правах, но совсем в другом аспекте. На место блаженного, бессмертного, безмятежного в своем олимпийском спокойствии божества, христианство поставило Бога страдающего, разделяющего горестную судьбу простых смертных и даже умирающего за них. Это придало христианской вере большее моральное звучание, а идея умирающего божества была заимствована из восточных культов жертвоприношения.

 

фото: Time magazine, 3 февраля 1936 г.

Выбор темы диссертации про Сантаяну

В российских диссертационных советах диссертации про «Дж. Сантаяну» и «» защищаются по следующим специальностям: ʻʻ09.00.03 История философииʼʼ (философские), ʻʻ09.00.05 Этикаʼʼ (философские).

По данной тематике были защищены следующие диссертации:

• Епоян Тигран Альбертович. Философия Джорджа Сантаяны: диссертация … кандидата философских наук: 09.00.03; [Место защиты: Ин-т философии РАН].- Москва, 2008.- 164 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/29
• Кабиева, Дамегуль Набиевна. Проблема становления и развития философского мировоззрения Джорджа Сантаяны: автореферат дис. … кандидата философских наук: 09.00.03 / Санкт-Петербург. гос. ун-т.- Санк-Петербург, 1995.- 17 с.: ил. РГБ ОД, 9 95-3/86-x
• Шклярик Елена Николаевна. Проблема обоснования морали в философии американского натурализма: дис. кандидат философских наук: 09.00.05. Москва, 1984. — 149 c. ил РГБ ОД 61:85-9/480

Время размещения публикации:
Дата последнего изменения: 21 сентября, 2022 в 07:57
 

Вместе с этим читают:
Философия Джеймса
Романо Гвардини
Кьеркегор

 
Поделиться новостью в социальных сетях:   ВКонтактеТелеграмLiveJournalTwitter
просмотрели просмотров: 855  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Комментируя, Вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом.
Ответы на личные вопросы даются только за донаты!