Лекция 6. Учения Сократа, Платона и Аристотеля

Сократ, Платон и Аристотель

Socrates, Plato, Aristo
 
Содержание
(выберите и нажмите пункт для быстрого перехода)
 

Философия Сократа

Сократ не стремился провозгласить новое философское учение и не вёл систематических записей. Про Сократа можно сказать, что он был последним из софистов, несмотря на то, что большая часть его практических действий была направлена против учений софистов, весьма распространённых к этому времени в Афинах.

Софист Гиппий (Hippias из Elis) объявил закон тираном, так как все законы сковывают природу человека, а приобщение к культуре как совокупности результатов социального развития насилует природу человека: «закон, правя людьми, принуждает многое против природы». Антифонт утверждал, что «… справедливого […] вообще нет по природе».

Примеры полемики Сократа с софистами можно найти в «сократических» диалогах Платона «Федон», «Софист» и «Теэтет» (Платон, 1993). Сократ, в отличие от софистов, не сомневался, что можно прийти к правильным ответам, если подходить критически и систематично к изучаемому предмету. В диалоге «Теэтет» изображён Сократ, беседующий в геометром Теэтетом. Оба пытаются установить, что есть знание, используя при этом рациональные методы ведения дискуссии, прибегая к логическим и даже строго геометрическим построениям. Однако борясь с софистами, которые доказывали всё что угодно, Сократ сам не избежал софизмов — ведь при использовании подобной логики и методики беседы также можно обосновать всё желаемое.

В сократических диалогах Платона содержится также полемика софистов с Сократом по поводу универсальности права принимать участие в управлении государством. Так, Фразимах утверждает, что принятие политического решения посредством большинства голосов есть соотношение между пожеланием большинства и меньшинства. В час спора и публичного диалога мнения противников кристаллизуются и формируются — так мнение меньшинства влияет на формирование мнения большинства, а меньшинство не остается за пределами политического решения.

 

Сократ на протяжении всей жизни удивлялся, почему люди такое большое внимание уделяют вещам очень далёким от них (космос, материя, основа бытия, сущность), в то время как на вещи, непосредственно связанные с их личным бытием (душа, чувства, разум, воля, потребности), почти не обращают внимания. Сократ, вслед за софистами, считал человека последним и конечным критерием для измерения политических и общественных устройств. Поэтому Сократ стремился переориентировать человека на самого себя в соответствии с широко известным изречением храма дельфийского оракула: «познай самого себя и ты откроешь тайну всех вещей».

Сократ имел привычку спрашивать у людей ответы на вопросы, которые считались удручающими и неприятными, с тем, чтобы опровергнуть общепринятые поверхностные объяснения и положить начало критическому познанию. Сократ принуждал своего собеседника точно и однозначно сформулировать свою мысль. Очень часто те люди, к которым обращался Сократ со своими вопросами, уходили пристыженными и сконфуженными, так как ставилась под сомнение их «осведомлённость». Например, Сократ спросил у незнакомца, в чём характер (качество) его [незнакомца] профессии, полагая, что если человек знает характер профессии, то его осведомлённость является гарантией компетентности в данной области занятий. Но не незнакомец, ни сам Сократ не знали, в чём же состоит качество этой профессии. Сократ и сам признавался, что не знал ответа на некоторые вопросы, однако, как он сам считал, он имел преимущество перед теми, кто не знал ответа на вопросы, полагая, что обладает таким знанием. В связи с этим известно изречение Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю». Познание самого себя являлось кредо Сократа. Привычка Сократа критически относиться к общепринятым и согласованным мнениям его поколения привела к судебному преследованию в 399 г. до н.э. и его смерти.

Сократ, развив диалектический метод философствования, преодолел скептический отказ софистов от познания истины и, тем самым, вывел философию из тупика. Сократ также отказался от монологичного постулирования философских взглядов, свойственного предшествующим философам, и пришёл к диалогичному, живому способу философствования, чем оказал неоценимый вклад в последующее развитие философии.

Философия Платона

Нонконформизм и осуждение Сократа на смерть, которое потрясло учеников Сократа, привели его ученика — Платона, как он сам свидетельствует в одном из посланий, составленных в конце жизни, к острой и критической заинтересованности в государственном устройстве. Платон, отвечая на вопрос: как случилось, что государство приговорило Сократа, «наиболее просвещённого из людей» к смерти, пришёл к поиску идеального государства, который воплотился в книге «Государство».

Настоящее имя Платона — Аристокл. Он был сыном афинского гражданина и принадлежал к аристократии. Платон излагал свою систему философских взглядов в сократических диалогах и в работе «Государство» («Политея»). Интерес к философии природы у Платона имел совсем не эмпирический и не материалистический характер. Платон, увлекаясь натурфилософией, вовсе не стремился объективно исследовать окружающий человека мир.

Платон в своём учение противопоставлял мир «идей» и материальный мир. Платон утверждал, что определённые вещи существуют независимо от нашего ума, представлений и идей. Таким образом, Платон метафизически отождествлял объективность с миром форм (идей). Термин «объективность» в данном случае относится ко взгляду, согласно которому правда о предмете независима от наблюдающего субъекта. Платон утверждал что всё существующее в нашем мире существует лишь потому, что является копией универсальной, неизменной формы (идеи) и что существует иерархия идей. Утверждая этот постулат своего учения, Платон оказал значительное влияние на европейскую эстетику (Рассел, 1959, С. 325).

Платон полагал в работах «Государство» и «Законы», что государство должно стремится к наилучшей форме общественной жизни — к воплощению идеи блага на земле. Тем не менее, попытка Платона применить его же идеалистические воззрения в политической и общественной сферах жизнедеятельности привела его к обоснования и защите авторитарных и патерналистских (от лат. paternus — отцовский, отеческий; опека старшего по отношению к подопечным) принципов. Эти принципы обосновывали иерархию в обществе и отрицали возможность обычных граждан участвовать в управлении государством или оказывать влияние на принятие политических решений (Платон, 1998).

В этике ученика Платона, Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) идеал поведения — чувство меры — не роскошь, но и не нищета. Однако недостойно лишь знать, что такое добродетель, следует действовать и жить в соответствии с добродетелью. Также Аристотель различал между хорошим человеком и хорошим гражданином, особенно в регрессирующем режиме. Таким образом, этическое учение Аристотеля стало существенным добавлением к античной традиции определения нравственного действия.

Теория познания Платона и Аристотеля

античные философыЛогика как таковая многими философами толкуется как часть теории познания. Античные мыслители Демокрит, Сократ и Платон по разному истолковывали взаимодействие интуиции и логики в процесс познания.

Ученик Анаксагора, материалист Демокрит (ок. 460-370 гг. до н.э.) рассматривал гносеологический процесс как совокупную составляющую бесконечности материи в пространстве и бесконечности движения в контексте цикличности в развитии миров. Однако он также осознавал, что человеческое мышление отличается от законов природы.

Платон в диалогах «Федр» и «Менон» придерживается последовательно идеалистических воззрений и в вопросах теории познания. Он утверждал, что существуют непостижимые умом «эйдосы» или идеи. Об одной вещи, созданной Богом, возможно знание, но в отношении многих вещей, сделанных людьми, может быть лишь мнение. Ядром его гносеологических концепций является теория воспоминания: в основе этой теории заложен априоризм, — тип суждений, не зависящий от опыта.

И, в отличие от Сократа, подводившего собеседника к определению сути вещей в частных беседах при помощи коротких высказываний («Софист»), Платон не стремится выделить те суждения, которые выдержали проверку временем, возвести их на более прочный теоретический фундамент, рационально обосновать. В диалоге «Теэтет» ученик Сократа разделял чувственное познание от рационального. В итоге Платон утверждал, что знание есть воспоминание.

И здесь уместно вспомнить анекдот про спор Платона с Аристотелем:

П.: Есть яблоко, которое ты видишь, а есть невидимый эйдос яблока…
А.: Тогда я буду есть яблоко, которое я вижу, а ты будешь есть эйдос яблока, который я не вижу…

Действительно, идеал поведения для Аристотеля, который он обосновал в трудах «Политика» и «Никомахова этика» ― жизнь, достойная свободного гражданина ― практика, наполненная общественной активностью или теоретическая (познавательная) деятельность.

Подводя итоги данной лекции, следует отметить, что античные мыслители Сократ и Платон по разному истолковывали процесс познания. Обосновывая своё учение, Платон отстаивал существование «идей» (эйдосов), положив начало идеалистической философии. Развитая философская система Платона дала возможность в идеалистической форме объяснить мир человека и мир природы, в том числе соотношение логики и интуиции в процессе познания. Благодаря этим достижения, Платон стал одним из выдающихся философов в истории европейской цивилизации. Впоследствии, в эпоху Ренессанса к идеям Платона стали обращаться многие мыслители итальянского Возрождения и гуманисты заальпийских европейских стран.

Дата последнего изменения: 15 августа, 2022 в 06:28
 

Вернуться к оглавлению

 
Поделиться новостью в социальных сетях:   ВКонтактеТелеграмLiveJournalTwitter
просмотрели просмотров: 16814  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Комментируя, Вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом.
Ответы на личные вопросы даются только за донаты!