Вузовская система образования в РФ

 

Про обучение в российских вузах

Содержание
(выберите и нажмите пункт для быстрого перехода)
 

Современная система образования

подсветка мозговСистема образования ― обязательный элемент современного более или менее развитого общества. Как социальный институт она включает в себя целый ряд компонентов, от начальной школы до университета, а также учебное оборудование, рабочие программы и образовательные стандарты. Система образования выступает как особый институт-субъект общества, обеспечивающий конструирование и воспроизводство его социальной структуры. Данный институт тесно связан с государством. Степень его автономии может быть различной и зависит от системы финансирования образования.

Важным элементом системы образования является механизм сортировки населения между разными этажами социальной иерархии. Он представляет собой некий сепаратор, отделяющий «образованных» от «необразованных», «способных» от «неспособных». В основе лежит идеальная модель выпускника школы или специалиста. Её ядром являются разрабатываемые уполномоченными ведомствами стандарты, учебные планы — перечни обязательных и факультативных дисциплин, рабочие программы по каждой специальности, утверждённые и опубликованные учебники, содержащие свод знаний по каждому предмету. Этим моделям стремятся придать статус «само собой разумеющихся», «очевидных», «обусловленных потребностями общества». Однако элементарное сравнение показывает, что в них нет ничего очевидного, что это социальные конструкции, отражающие интересы и представления о мире тех, кто имеет власть формировать образовательные стандарты и программы.

В Средние века ядром модели образованного человека было знание теологии. Поскольку в разных странах господствовали разные религии, то учёный человек терял свой статус после пересечения цивилизационной границы, за пределами которой он часто оказывался «неучем», не знающим «элементарных вещей». В современном мире, несмотря на быстрый процесс глобализации, модель «образованного человека» по-прежнему остается относительной и более или менее жёстко привязанной к социальному пространству определённого государства.

С помощью модели «образованного человека» обеспечивается воспроизводство существующей иерархии. На верхние этажи пропускаются лишь те, кто успешно прошел социализацию по установленным стандартам. Только они получают доступ к ответственным и хорошо оплачиваемым должностям. Остальные, как «необразованные», вынуждены занимать менее ответственные позиции с низким вознаграждением.

 

Система образования включает развитый механизм конвертирования знаний в символические ресурсы. Знания сами по себе слабо формализованы, плохо поддаются сравнению даже в пределах одной дисциплины, а за её пределами сравнение становится вообще невозможным. С помощью процедуры экзаменов и зачётов хаос мира знаний формализуется и превращается в стройную систему. «Пятерка» по математическому анализу оказывается сопоставимой с «пятеркой» по истории России.

Знания, предоставляемые разными преподавателями, нивелируются с помощью тех же оценок: «отлично» от строгого и талантливого педагога формально ничем не отличается от такой же оценки, полученной от преподавателя, не сумевшего дать нужные знания и не пытавшегося заставить учиться самостоятельно. На выходе происходит новый виток уравнивающей формализации: текущие оценки конвертируются в разные аттестаты, медали, дипломы и удостоверения иного уровня образования.

Современная глобальная образовательная политика

Education policyМировое сообщество осознает и признает решающую роль образования в развитии каждой личности на протяжении жизни и в решении проблем гуманизации современного общества в целом. Cтремительными темпами проходит интернационализация и интеграция мирового образовательного пространства, на всех уровнях функционирования образования в обществе — в построении образовательной политики. С другой стороны, развитые страны и международные организации за помощью экономического давления расширяют экспансию нововведений в сферу образования развивающихся стран и новых независимых государств. При этом нередко игнорируются образовательные и культурные традиции этих стран, местные социокультурные условия. Это усиливает формирование региональных тенденций в сфере образования, повышение функций национальных языков в обучении и воспитании, рост удельного веса этнокультурного компонента в содержании образования.

Во-первых, современный мир представляет собой целостную социально-политическую систему. Поэтому проблемы, возникающие в одной стране, неизбежно приводят к изменениям в других странах.

 

Во-вторых, использование современных информационных технологий и средств массовой информации дает возможность людям разных стран и национальностей присоединиться к одним и тем же культурным ценностям. Это вызывает изменение культурных стереотипов и смещение акцентов в культурной идентификации личности: рушатся моральные нормы и традиции, сложившиеся в обществе. Изменение стереотипов ведет к коррупции, вседозволенности, как пример вступление в ВУЗ за деньги, диссертация на заказ, что интенсивно разрушает мировую культуру. В результате активного стремления культурных сообществ сохранить свою уникальность, возникают конфликты на межэтническом и государственном уровнях.

В-третьих, меняется представление человека о пространстве: он будто уменьшается. Современные средства коммуникации позволяют общаться и работать на расстоянии. Поэтому во всех отраслях общества возрастает удельный вес международного сотрудничества. Создаются реальные предпосылки для формирования единого экономического, информационного, образовательного пространства, для планетарного общественного устройства.

В-четвёртых, снижается роль государства в жизни общества. Политическая и экономическая власть всё чаще переходит к транснациональным корпорациям, которые начинают влиять на траекторию и характер социальных, культурных и образовательных процессов в различных странах и регионах. Это приводит к сопротивлению при сохранении автономии со стороны отдельных людей, народов, государств.

Социальное воспитание в российском вузе

студентотаОсновная задача социального воспитания — помочь понять сущее, мир отношений, то есть сформировать сознательное отношение к миру, реальному и противоречивому. Подходы к нравственному воспитанию студента можно рассматривать через его положение в культуре: как человека культуры, у которой свой язык, метафоры, символы, способы построения отношений, но общее для любой культуры — стремление к целостности представлений о мире. В связи с этим выделяют факторы воспитательного процесса, способствующие развитию ценностных отношений личности студента к собственной деятельности: в профессиональной работе преподаватель обязан учить студентов размышлять над прочитанным, находить в текстах основание для нравственных суждений, определяющих мировоззренческую позицию.

Важную функцию в трансляции воспитания имеет преподаватель. Весьма существенна и важна роль преподавателей, оказывающих помощь студентам с дефицитом социального воспитания и поэтому нуждающихся в особой заботе общества.

При каких же условиях взаимодействие преподавателя и студента становится именно воспитанием, понимаемым как создание тотальности (целостности) образовательного процесса? Что же нужно сделать преподавателю, чтобы придать любой педагогически организованной деятельности, в которую включается студент, воспитательную функцию? Педагогическое взаимодействие становится воспитанием, когда организованные события становятся «точками перегиба» в формировании какого-то отношения воспитанника, причём у каждого отдельного воспитанника они могут наступать в разное время, то есть вовсе не одновременно.

Социальное воспитание рассматривается как часть процесса социализации, создание условий социализации личности. В высших и специальных учебных заведениях люди получают профессии, позволяющие вписаться не вообще в общество, а в конкретные отрасли общественного производства, найти рабочие места на предприятиях и в организациях. Соответственно, система образования — один из важнейших агентов социализации. Именно благодаря профессиональной социализации индивиды оказываются в состоянии занимать многие статусные позиции, вдыхая в них жизнь. Человек, успешно прошедший школьную социализацию, готов к прохождению социализации в университетах и на предприятиях. Таким образом, система высшего и среднего специального образования готовит людей к жизни на разных этажах социальных иерархий и к её воспроизводству.

В вузах члены общества осваивают многие элементы культуры данной страны, приобретают общеобразовательные знания. Иначе говоря, в высших учебных заведениях люди учатся быть членами своего общества, своей группы. Здесь учатся читать и писать на родном или государственном языке, осваивают правила поведения в общественных заведениях, привыкают подчиняться преподавателям и взаимодействовать с равными по статусу, получают основы научных знаний, необходимых для освоения разных профессий, нередко обучаются основам трудовой деятельности.

Одна из важнейших целей воспитания, как целенаправленной деятельности, — оказание учащимся помощи в жизненном самоопределении, создание условий для самореализации личности. Что же такое самоопределение на личностном уровне? Какие социально-значимые качества должны стать содержанием воспитания? Ведь в конечном итоге, при удачной реализации учебной программы ФГОСов, из вузов выходят совершенно незрелые в нравственном смысле и беспомощные в практической жизни молодые люди — граждане страны. Но ведь сама жизнь показывает, что даже в точных науках успеха добиваются, прежде всего, учёные с четкими рациональными приоритетами. Именно в этом контексте стоит вопрос об институте как средстве социализации и социального воспитания, как о своего рода месте занятости подростков.

Ключевой момент социализации — обучение в условиях разных иерархий. В вузе студента всеми средствами учат уважать преподавателя и его слова, даже если преподаватель слабее своих студентов. Консерватизм системы высшего образования (не только российской) заключается в ориентации на наполнение голов учащихся информацией, которой придается статус истины. Сомнения, поиск альтернативных путей на стадии студенчества обычно не приветствуется. Поэтому встаёт вопрос: в какой мере существующая система образования способствует развитию личности, а в какой её калечит?

Однозначного ответа, видимо, нет. Существующие методы обучения строятся на стимулировании готовности следовать воле преподавателей. Соответственно, творческие преподаватели формируют, опираясь на данную им власть, творческие способности, а нетворческие преподаватели, опираясь на ту же власть, искореняют стремление к творчеству.

Сегодня бытует мнение, что Закон «Об образовании в Российской Федерации» сосредоточил внимание образовательных учреждений и всей системы образования в основном на образовательных стандартах или системе дополнительного образования. В этом есть определенный уход от постановки более широкой проблемы — отсутствия в стране системы социального воспитания. Нет целостной системы, связывающей вузы с предприятиями, дополнительным образованием.

Уникальная типологизация учащихся высших учебных заведений

студентотаСуществует множество классификаций студентов. Проводя уже дюжину лет лекционные и семинарские занятия, я заметил, что почти автоматически и произвольно можно разделить студентиков на определённые типы или группы:

1. «Любимицы» — в этот типаж попадает одна или две девицы в каждой группе. Обычно они общительные, улыбчивые, симпатичные девицы, играющие на естественном мужском желании чем-то быстро и решительно помочь «наивненькой барышне».

2. «Привилегированные» — дети и родственники сотрудников вузика. Об их «благородном происхождении» нередко узнаешь накануне зачёта или экзамена от самих местных «нобилей» или лично от заведующего кафедрой.

3. «Почётные»спортсмены, КВНщики, участники конференций и прочей жутко творческой и полезной для вузика деятельности, особенно если за них хлопочут коллеги с различных кафедр.

4. «Полезные» — то есть те, кто тем или иным легальным и приемлемым способом приносит преподавателям или кафедре какую-то минимальную пользу, разумно полагая при этом, что их усердие и старания окупятся в той или иной мере в виде хорошей или отличной оценки. Ибо у этих студентов есть свои человеческие интересы, и целиком их игнорировать нельзя. Действительно, каждый человек для чего-то существует и имеет своё предназначение — в худшем случае студент-кун может выкупить у преподавателя методичку на полтинник — и то хоть какой-то прок российской науке.

5. «Терпимые» — совершенно бесполезные существа, и если они ведут себя тихо и смиренно, то, при наличии определённых основательных знаний системы изложения курса, получают трояки или четвёрки.

6. «Ненужный сброд»«лишние люди», суетливый и совершенно бестолковый, бесполезный «человеческий скот», которых, в силу их неспособности освоить стандартные требования курсов, необходимо гнать сначала на дополнительную сессию, а затем, если совсем мрак и у них нет никакого духовного и интеллектуального прогресса, то направлять на комиссию с возможным отчислением

7. «Ботаны» — могут быть как женского, так и мужеского пола. Эти альтернативно одарённые личности активничают на каждой паре, стремясь набрать бонусы, баллы и прочее. Они из кожи вон лезут, чтобы получить «автомат» на пятачок и не сдавать экзамен. И не случайно — систематически усваивать знания они не в состоянии и, если преподаватель решит проэкзаменовать их «от и до», то, как правило, больше трояка они не получат. Но бывают и исключения — иногда действительно попадаются умненькие девицы с живым умом. И их в самом деле не жалко подкормить бонусами и пятачками…

Разумеется, нет никакой необходимости яростно и ожесточённо доказывать, что подобная типология и практика разделения студентиков по вышеуказанным «типусам»«достойна каннибала«. Однако в реальной жизни зачастую просто нет сил и желания заниматься каждой «индивидуальной личностью» студента. А так, по жизни значительно легче вести занятия и принимать экзамены. И, к тому же, сразу становится понятно, что делать с каждым конкретным «типусом» учащегося вуза…

Профессор Шапошник про таджикских студентов
таджики-студенты
 

Так профессор и зав. каф. химии Воронежского государственного аграрного университета им. императора Петра I Алексей Шапошник описал на своей странице в фб https://facebook.com/a.v.shaposhnik/posts/1656706037718923 как принимал экзамен у студента из Таджикистана.

таджикская студентота
постинг продолжается
 

Затем Шапошник разразился мощной тирадой в адрес российского образования. По его мнению, русских студентов федеральные чиновники пытаются вытеснить «киргизскими», «таджикскими» и «туркменскими» студентами. И происходит всё это за деньги из бюджета этой страны

А потом Шапошник деактивировал свой ФБ-журнал из-за скандала на уровне посольства Таджикистана, ректората воронежского ВУЗа и Минобрнауки

Примечание Hulio: численность поголовья иностранных студентов является одной из составляющей ежегодного рейтинга Минобрнауки при оценка качества образования вузов. Бесплатное обучение иностранных граждан на бюджетных местах в российских вузах осуществляется в рамках квот, ежегодно определяемых МИД России, Россотрудничеством и Минобрнауки России, которые распределяют их среди зарубежных стран, преимущественно СНГ, Африки, Азии, Ближнего и Среднего Востока.

Ежегодно стипендия обеспечивает бесплатное обучение 15,000 иностранных студентов по выбранной специальности на весь период получения образования и занятий на подготовительном факультете веб https://минобрнауки.рф/проекты/прием-иностранных-граждан & https://russia.study Всего в 2016-2017 учебном году в российских вузах обучались 273 тысячи иностранных граждан вебсайт https://www.rg.ru/2017/11/13/chislo-inostrannyh-studentov-v-rossii-vyrastet-vtroe.html

Дата последнего изменения: 31 июля, 2022 в 03:47
 
 
Поделиться новостью в социальных сетях:   ВКонтактеТелеграмLiveJournalTwitter
просмотрели просмотров: 1122  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Комментируя, Вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом.
Ответы на личные вопросы не даются!